Пятница, 28.07.2017, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
Отдел информационного обеспечения образования


Перспективный педагогический опыт

Перспективный педагогический опыт

Создание системы изучения и внедрения более новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс является одним из самых главных задач института последипломного педагогического образования, методических служб, учебных заведений.

Если рассмотреть понятие передовой перспективный педагогический опыт - это результат творческой деятельности педагога с элементами новизны, направленный на реализацию актуальных задач обучения и воспитания.

Основными этапами изучения, обобщения и распространения опыта:

1. Подготовительный.

2. Изучение передового опыта.

3. Обобщение и анализ последствий изучения опыта.

4. Распространение передового перспективного опыта.

На практике различают три уровня передового педагогического опыта:

Научный уровень. Опыт противоречит существующей сложившейся практике. Он оказывается в принципиально новых закономерностях в организации учебно-воспитательного процесса и требует изменения учебных программ, учебников. Этот опыт можно характеризовать как новаторский.

Методический уровень. Раскрытие технологии опыта конкретной методической идеи, которая предусматривает внесение в педагогическую теорию существенно нового - метода, приема, средства обучения, принципиально нового типа пособий. Этот уровень не требует перестройки учебных планов, программ, учебников.

Практический уровень. Достижения педагогического мастерства, то есть безупречного, гибкого, целесообразного применения уже известного в педагогике и методике. Новизна в этом случае проявляется в деталях (удачно подобранные примеры, оригинально составлена система задач, четко налаженная система контроля за уровнем учебных постижений учащихся на всех этапах урока, система работы по развитию познавательных способностей учащихся в процессе реализации идей развивающего обучения и т.д.).

Несмотря на уровень опыта материалы обобщения перспективного педагогического опыта должны состоять из следующих составляющих:

1. Тема опыта работы.

2. Автор опыта или группа авторов, учебное заведение. Краткие сведения об авторе опыта.

3. Продолжительность функционирования опыта: длительный (более 3 лет) и кратковременный (меньше 3 лет).

4. Обоснование актуальности опыта и его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

5. Выделение научной основы опыта: научные теории, положения, разработки использует учитель или учебное заведение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

6. Какой передовой опыт использовал учитель и каким образом.

7. Новизна опыта (новое содержание, методы, формы, средства). Уровень новизны: творческий опыт, учитель-мастер, инновационный опыт.

8. Содержание опыта работы: система конкретных педагогических или управленческих действий, система средств, форм и методов работы. Постановка педагогического эксперимента и его результаты.

9. Учет в опыте работы психологических особенностей учеников.

10. Результативность работы по проблеме, сравнительный анализ результативности работы.

11. Наличие приложений и их целесообразность: конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, примеры контрольных заданий и дидактических материалов, и тому подобное.

12. Возможности и условия использования данного опыта в массовой педагогической практике.

 

Основные требования к оформлению материалов опыта.

Структура материалов перспективного педагогического опыта:

  1. Титульный лист.

  2. Содержание опыта.

  3. Выписка из решения Совета городского методического центра управления образования (или педсовета школы).

  4. Аннотация на опыт руководителя (методиста, заместителя директора, руководителя школьного методического объединения).

  5. Модель организационно-педагогической деятельности учреждения образования (школа, методическая служба) относительно распространения перспективного педагогического опыта.

  6. Характеристика на автора опыта (предоставляется администрацией учебного заведения).

  7. Описание содержания опыта.

  8. Приложение к опыту работы.

Основные требования к содержанию материалов перспективного педагогического опыта:

Структура содержания опыта:

1.Введение (краткое обоснование актуальности опыта, оценка современного состояния проблем, цель работы над проблемой, взаимосвязь с современными научными исследованиями, возможности педагогического опыта в устранении недостатков, затруднений, противоречий массовой педагогической практики).

2. Нормативно-правовая база (краткий обзор документов по проблеме).

3. Теоретическая основа опыта (короткий аннотированный обзор литературы).

4. Технология опыта включает в себя следующие компоненты:

обобщенные схемы (модели) реализации педагогических, идей в системе обучения;

формулировка ведущей идеи опыта (короткая выдержка из нормативного документа или теории по проблеме);

формулировка гипотезы педагогического исследования (прогнозируемые пути достижения результата, обоснования ценности опыта);

постановка целей и задач опыта;

раскрытие сущности опыта (краткое изложение информации по исследованию проблемы);

иллюстративный описание обобщений модели реализации исследуемой технологии (форм, методов, приемов).

5. Результативность опыта:

результаты анкетирования;

экспертная оценка урока (педагогической деятельности в целом) учителя родителями, педагогами, учениками.

результаты контрольных срезов по предмету;

результаты тестирования учащихся с целью изучения динамики реализации личностных качеств школьников (эмоциональная сфера, мотивы учебной деятельности, социальная сфера, познавательная, волевая сфера и т. д.);

уровень сформированности основных компетенций учащихся.

Результативность диагностической работы по изучению ППД оформляется в виде таблиц, диаграмм и с коротким аналитическим комментарием.

6. Выводы (размещаются на отдельном листе).

В выводах дают оценку результатам работы, раскрывающие возможности их использования, отмечают научную новизну и социальную ценность проблемы.

7. Рекомендации.

В рекомендациях определяют дальнейшие пути работы для более глубокого изучения проблемы, уделяя основное внимание предложениям по эффективному использованию результатов исследования. Рекомендации должны носить конкретный характер и быть полностью подтверждены данной работой. При необходимости рекомендации могут опираться на дополнительные материалы, приводятся в приложениях.

8. Список рекомендованной литературы по проблеме.

9. Требования к приложениям.

Приложения содержат материал, который необходим для раскрытия полноты опыта. В приложениях могут быть включены иллюстрации, дидактический материал, фотографии, описания методик, компьютерных программ, авторских программ вариативного компонента, индивидуальных программ для школьников по предмету, разработанных в процессе выполнения работы, творческие работы учащихся, а также таблицы, диаграммы, иллюстрирующие результативность опыта. Стоит обратить внимание на обязательное включение системы разработок уроков по определенной теме и внеклассных мероприятий, является мини-моделью, проекцией педагогических идей в системе обучения.

Оформленный передовой педагогический опыт имеет объективно оцениваться по следующим основным критериям:

• Актуальность и перспективность.

• Высокая результативность, стабильность показателей, оптимальность.

• Научная обоснованность, соответствие основным принципам, законам педагогической деятельности.

• Существование элементов новизны и оригинальности.

• Возможность творческого подражания опыта другими педагогами.

Именно от четкой организации этого дела зависит достижение устойчивых высоких результатов учебно-воспитательной работы педагогических коллективов по минимальной затраты усилий. Своевременно увидеть и по достоинству оценить оригинальное, новое и перспективное в работе учителя, создать благоприятные условия для внедрения его в практику - основное в деятельности учебного заведения и института последипломного педагогического образования.

 

Алгоритм работы с ППО

Картотека перспективного педагогического опыта учителей.


Библиотека
Биология
Воспитательная работа
География, экономика
Дошкольное воспитание
Иностранный язык и литература
Информатика
История, право
Математика
Изобразительное искусство, музыкальное ППО искусство, художественная культура
Оздоровительная функция образования
Начальная школа
Русский язык и литература
Трудовое воспитание, профильное обучение
Украинский язык и литература, народоведение 
Физика
Физическая культура
Химия
Инклюзивное образование

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Поиск по сайту
Сайты
  • Министерство образования и науки ДНР
  • Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования
  • Донецкий РИДПО.Moodle
  • Деканат факультета повышения квалификации, переподготовки и специализации педагогических кадров
  • Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Архив записей
    Статистика


    Корзина
    Copyright MyCorp © 2017